МБДОУ Детский сад № 19 - Консультации психолога
МБДОУ "Детский сад №19"
Понедельник, 23.09.2019, 01:39
Меню сайта

Поиск

Вход на сайт




Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Наш опрос
Удовлетворены Вы творческими достижениями вашего ребенка?
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Возрастные нормы психического развития детей
    от рождения до семи лет

     

    Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.

    Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

    На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная "комплексом оживления" должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

    К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

    Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: "Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я."

    Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку.

    Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.

    Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.

    С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название "кризиса 3-х лет". Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.

    Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

    Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие.

    Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.

    Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность.

    Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод.

    К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.

    К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности - учебной.

    Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом
    этапе ребенок должен достичь определенных результатов.


    =======================================================================================================================================

     ПРИВЕТ, БАБА ЯГА! САДИСЬ К СТОЛУ! 

    ДЕТСКИЕ СТРАХИ НАДО УВАЖАТЬ. 


    - Там кто-то есть! Страшный! Я боюсь! - встревоженно произносит малыш, с опаской вглядываясь в темноту комнаты.
    - Ты что, трусишка! Ну кто там может быть?! Не говори глупости! Как не стыдно бояться! – с разными вариациями поучаем мы, повторяя фразы, которые говорили нам наши мамы и бабушки.
    Между тем, страхи для ребенка – это вовсе не порок, а нормальная ступень развития.


    Чего боятся дети?
    И если их нет, что-то не то с психикой. А у здорового малыша страхов много, они разные в разном возрасте. Их надо знать, правильно к ним относиться, и тогда их преодоление станет прогрессом и многому научит ребенка. А родителям в некоторых случаях подскажет, что происходит глубоко в душе маленького человека. Итак, как «прочитать» детские страхи и как с ними справиться, рассказывает психолог детского развивающего Монтессори-центра «Вершина» Ирэна Пахомова.

    Больше детей - меньше страхов
    - Конечно, страхи - естественное свойство развития психики. И все же у одних детей их больше, у других меньше, это зависит от внешних обстоятельств. Например, от состава семьи: в неполной семье, где чаще одна мама, увы, страхов у малыша больше. У мальчика их больше, потому что перед глазами нет сильного, уверенного, надежного мужчины, который защитит, причем лет в 6-7 мальчик, пристально наблюдая за поведением отца, уже «присоединяется» к нему, начиная чувствовать себя таким же сильным. У девочки сказывается тревожное состояние мамы (оно порой внешне может не проявляться, но считывается на подсознательном уровне). Влияет рождение второго ребенка: первый, который теперь будто бы обделен вниманием, может использовать такого рода инструмент, чтоб привлечь мамино внимание, и, сначала отчасти «играя» страх, малыш начинает чувствовать его искренне.
    Еще влияет число детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем меньше страхов! Во-первых, дети с рождения привыкают к шуму, суете, постоянной смене обстановки. Во-вторых, на единственного ребенка родители возлагают так много надежд, что он не успевает их оправдывать и появляются страхи…
    И, конечно, многие детские страхи зарождаются еще в утробе: если во время беременности мама слишком много волновалась, малыш рождается с повышенной тревожностью. Может даже потребоваться помощь психолога - причем как маме, так и ребенку.

    Как себя вести?
    - Главный принцип правильного реагирования - уважать любой детский страх! Не стыдить, не ругать, не высмеивать. А признать страх и попытаться «приручить». Тогда он спокойно уйдет, без «застревания» в закоулках души, растворится, укрепив характер, - говорит Ирэна Пахомова.
    С восьми месяцев малыш начинает бояться чужих людей: природа страха - он подсознательно сравнивает людей с самым близким и искренним человеком - мамой, потому инстинктивно чувствует степень искренности чужого и либо принимает, либо отвергает. Так что есть истина в народной мудрости: ребенок чувствует хороших и плохих людей.

    Как помочь преодолеть?

    Уважаем его выбор: не стоит навязывать общение с теми, кто не нравится. А чтобы «не исказить» здоровый инстинкт, не оставляем малыша до 1,5-2 лет с няней, во всяком случае, надолго.
    С двух лет появляется страх одиночества, высоты, медработников (их «коварство» уже испытано: тетя так улыбалась, а потом - укол!), боли, резких звуков, животных, движущихся машин.

    Как помочь преодолеть?
    Если мама сама не излишне тревожна, ребенок легко преодолевает страх. Нужно только ему немного помочь. К высоте стоит и впрямь относиться осторожно, но без паники. И не водить туда, где страшно. Методы «воспитания воли» типа «давай оставим на мосту - пусть постоит» только поддержат страх и оставят его на всю жизнь, не исключено, даже в форме фобии… Перед походом в поликлинику хорошо рассказать и объяснить, что и зачем там будут делать, потому что больше всего пугает неизвестность. Отличный способ «проиграть страхи» - игра в доктора и пациента: активно взвешиваем и слушаем кукол и зверюшек, ставим градусник, даем таблетки, лепим горчичники. Сложнее с лечением зубов… Но и тут может помочь игра: лепим из пластилина зубы и залепляем «дырочки». И еще: у хорошего врача в столе всегда есть баночка с витаминами или конфетами - для награды маленьких смельчаков.

    В 2-3 года - страх резких звуков, дрели, пылесоса.
    Как помочь преодолеть?
    Покупаем игрушечный набор строителя, стучим, строгаем, заколачиваем гвозди, заодно объясняя, что «вчера так же за стенкой стучал дядя». Страх пылесоса стоит уважать и не «переламывать», силой оставляя возле гудящей машины: либо уходим, либо держим на ручках.
    В 3 года появляется страх наказания. Период протекает мягко и гладко, без последствий, если в воспитании участвует папа либо старший брат. Таковы законы или загадки подсознания…
    В 3 года появляется страх сказочных персонажей, ведь воображение малыша бурно развивается! Это нормально, но некоторая информация должна насторожить. Ребенок боится волка? Это может быть свидетельством того, что папа слишком агрессивен, холоден и отношения с сыном или дочкой складываются не лучшим образом. Если Бабу Ягу - не складываются отношения с мамой. Психологи объясняют: для ребенка родители - всегда «святые», «неподсудные», «идолы», и потому страх переносится на того, кого разрешено бояться, - на выдуманных персонажей.

    Как помочь преодолеть?
    Если надо, корректируем свое поведение. Кроме того, безоговорочно ВЕРИМ малышу, что в комнате - волк или Бабка Ежка, принимаем игру. И снимаем со «страшных и ужасных» героев флер опасности. Например, так:
    - Эй, Баба Яга, зачем ты к нам пожаловала? Светочка, она говорит, что хочет кушать! Давай позовем ее есть пирожки. Знаешь, она же в сказках доброй бывает, помнишь, накормила-напоила Ивана-Царевича, дала ему волшебный клубок. Зови Бабулю Ягулю за стол!
    Кормление испокон веков налаживает контакт! Так же стоит рассказать, что и Серый Волк верно служил Ивану-Царевичу, и Бармалей исправился, и крокодилы, бывает, с Чебурашками дружат. Вот такая в мире диалектика! При этом всех «кормим», приглашаем в гости, разговариваем. И рисуем.
    В 3-5 лет появляется страх быть нелюбимым и отвергнутым. В этот период формируются такие эмоции, как жалость, сочувствие, любовь, и быть нелюбимым - это пережить катастрофу.

    Как помочь преодолеть?
    Ни при каких обстоятельствах не говорить: «Я тебя не люблю!». Подтверждать столько раз, сколько ребенок испытывает потребность услышать: «Я люблю тебя всегда, просто люблю и все!».

    В 3-5 лет пугает темнота.

    Как помочь преодолеть?
    Методов множество! Можно попробовать «эмоциональные качели»: предлагаем малышу одному или вместе быстро забегать в темную комнату, можно с шумом и веселым гиканьем, и так же быстро выбегать. Он испытает эмоции - от негативного полюса к положительному, и потихоньку страх отступит. Можно играть в разведчиков: раздолье для фантазии малыша. Накрываем стол покрывалом и залезаем с фонариком в поисках ключика от шкатулки с конфетами. Боится засыпать в темноте - зажигаем ночник. Кстати, годам к восьми ребенок сам начнет проигрывать свои страхи: любимое развлечение - шалашики, пещерки, штабы…

    В 3-5 лет - страх воды. Страх мыть голову.
    Как помочь преодолеть?
    Опять же никакого насилия и бросания в воду! Пусть спокойно и естественно плещется у бережка или в надувном бассейне, возится с ведерком, и тогда страх пройдет сам. Чтобы не отказывался мыть голову - мыть кукол, игрушки. Или показать: мама моет себе голову и не плачет, и папа тоже. Вообще совместная ванна с родителями - это здорово! До двух лет - можно и разнополым, с двух - дочка с мамой, сын - с папой.


    В 3-6 лет страх одиночества, страх разлуки с мамой
    .
    Как помочь преодолеть?

    Перед уходом обсудить точное время возвращения (чтоб было зримо для малыша). Например, «когда ты после прогулки будешь есть суп - я приду». И обязательно получить разрешение ребенка на уход - он должен отпустить!
    В 6-7 лет появляется страх смерти, собственной или родителей. Может вылиться в страх урагана, пожара.
    Как помочь преодолеть?

    Не включать при ребенке фильмы о войне и насилии, не говорить при нем о глобальных катастрофах, поменьше тревожиться. Если возникает разговор о смерти, об ушедших родных, на помощь могут прийти религиозные убеждения родителей, если таковые есть. Но можно обсудить такую «легенду»: «Человек переселяется в другой мир, его душа живет, она помогает нам с тобой…»
     
        А ВАМ ЕСТЬ КОМУ ДОВЕРИТЬСЯ?
          Каждый, кто переживал состояние психологического кризиса, знает, что в этот момент создается ощущение "полной безнадеги", невозможно принять решение и действовать. Возникает желение прояснить проблему и обсудить, как можно поступить. обязательным требованием является "Не учите меня жить!!! Помогите, перечислите максимум решений, обсудите плюсы и минусы различных действий..." Вот именно в этой нелегкой ситуации Вам на помощь придет ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ.

        Телефон доверия - один из видов социально значимых услуг. Предоставляет возможность анонимной телефонной беседы с квалифицированным консультантом.

      В ходе разговора абоненту может предоставиться информация и психологическая поддержка, а также абонент может передавать сведения консультанту. телефон доверия часто используется для консультирования по сложным,противоречивым темам, обсуждение которых в личной беседе могло бы быть затруднительным: межличностные и сексуальные отношения, стесс, употребление наркотиков, преступления.

       На телефонах доверия сотрудники не могут ничего сообщать о себе: ни времени дежурств, ни адреса, где находится телефон, ни настоящего имени. Консультант на телефоне доверия - абстрактная фигура, он не имеет права упоминать о своем личном опыте. Это гарантирует безопасность консультанту и позволяет сконцентритоваться на проблемах звонящего. Для него консультант становится просто зеркалом, которое позволяет увидеть выход из кризисной ситуации.

                          телефон            61305                   г .Новомосковск

                          телефон            730819         г.Тула